6.1. В светофорах применяются световые сигналы
зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки
(стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции
с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне
зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия
истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей
о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться
цифровые табло);
ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14
Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого
перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем
включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого
цветов *, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета,
но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое
стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот,
если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
* Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые
красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный
сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом
этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка
(стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора
и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной
секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то
его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом
зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор
с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой
белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей
части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части,
в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное,
применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом
в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают
движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом
в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой
информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу,
на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой,
обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных
средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры
одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными
в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего
сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение
налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних
сигнала, то движение запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде,
разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих
бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах
видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым
транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую
часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов
запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым
транспортным средствам во всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только
направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях,
кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям
и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным
сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего
устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель
должен остановиться в указанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников
движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика
водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7
Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех
транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком
руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах,
определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить
ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные
потоки противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения
регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных
знаков или разметки.
В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных
знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом
светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников
движения о запрещении движения через переезд.