2. Общие обязанности водителей.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки:

 водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;

 регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

 документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

 в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

 страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

  Возьмем, к примеру, владельца индивидуального транспортного средства. Какие документы он должен при себе иметь и по требованию сотрудника милиции передавать ему из рук в руки для проверки:
• водительское удостоверение соответствующей категории (см. табл.1) или временное разрешение (если водительское удостоверение было изъято);
• свидетельство о регистрации автомобиля (в котором указаны и Ваши данные - ф.и.о., домашний адрес);
• талон о прохождении технического осмотра;
• страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
  А если автомобиль принадлежит не Вам?
 Тогда, если страховой полис не предусматривает неограниченное количество допущенных к управлению водителей, то в соответствующей графе полиса должны быть указаны Ваши данные, которые вносятся при заключении договора об обязательном страховании гражданской ответственности. Кроме этого в отсутствие владельца автомобиля Вы должны иметь при себе доверенность от владельца или свидетельство о праве общей собственности на этот автомобиль.
 Теперь о перевозимом грузе.
 Если груз крупногабаритный или Вы перевозите большое количество товара, то иметь документы, подтверждающие происхождение и принадлежность этого груза, явно необходимо. Даже обычные доски, которые Вы везете к себе на дачу, могут вызвать интерес со стороны контролирующих органов. Поэтому следует учесть, что, если перевозимый груз имеет «товарный вид», то лучше запастись соответствующими товарными документами.
 Для перевозки груза можно использовать прицеп. Управляя легковым автомобилем с прицепом, следует не забывать о том, что прицеп является ни чем иным, как транспортным средством. Следовательно, Вы должны иметь документы, подтверждающие право владения и использования этого прицепа.
 Прицепы бывают разные: небольшие и легкие (например «Пчелка»), большие и тяжелые (например «Тонары»). Существуют ли какие-нибудь ограничения по использованию различных прицепов?
 Да, существуют. Согласно «Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» водители, имеющие право управления транспортными средствами категорий «В», «С» и «D», могут управлять этими транспортными средствами также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
 А если превышает? Тогда для водителей транспортных средств:
• категорий «С» и «D» — в водительском удостоверении должна быть проставлена разрешающая отметка «Е», для получения которой необходимо сдать экзамен по вождению с прицепом;
• категории «В»:
— если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, и при этом суммарная разрешенная максимальная масса (автомобиль + прицеп) не превышает 3500 кг, то в водительском удостоверении достаточно иметь разрешающую отметку «В»;
— если предыдущие условия не соблюдены, то придется сдавать экзамен по вождению с прицепом и получать разрешающую отметку «Е».

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб *, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

* Перечень оперативных служб устанавливается Правительством Российской Федерации.
(сноска в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
  Приведем информацию, заложенную в этом пункте, в более запоминающийся вид.
 Не пристегивать ремни безопасности имеют право:
В населенном пункте:
• обучающий вождению, когда за рулем ученик;
• водитель и пассажиры автомобилей оперативных служб.
 Вне населенного пункта:
• только обучающий вождению.
 Все остальные во время движения автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. И пренебрегать этим правилом не стоит! Ведь нередко именно ремни спасают жизнь водителю и пассажирам при серьезном дорожно-транспортном происшествии.
 Можно догадаться о последствиях столкновения или падения мотоциклиста с незастегнутым мотошлемом или вообще без него. Поэтому долгих разговоров о необходимости применения мотошлема для мотоциклиста и его пассажира не будет.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

 иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;

 иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

 
Если на отдыхе в «дальнем зарубежье» Вам захочется взять напрокат машину, то знайте, российское национальное водительское удостоверение полностью отвечает требованиям «Международной Конвенции о дорожном движении» и имеет силу в любой стране, подписавшей указанное соглашение.
 Существуют и международные водительские удостоверения, которые своей формой отличаются от любых национальных. Международные «права» выдаются на основании обычных национальных «прав» и действительны только за границей государства, выдавшего такое удостоверение.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения *.

* В дальнейшем - Основные положения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

 1. Неисправности, которые катастрофически влияют на безопасность движения
• Неисправна рабочая тормозная система.
• Неисправно рулевое управление.
• Неисправно сцепное устройство с прицепом (к легковому автомобилю это тоже относится).
• Не работают фары или задние фонари:
а) в темное время суток;
б) в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снег и т.п.).
• Не работает стеклоочиститель (со стороны водителя, во время дождя или снегопада).
 Если в пути произошла какая-либо из этих 5-ти поломок, то дальнейшее движение запрещено!
 2. Неисправности, которые в значительной степени влияют на безопасность движения
 В приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» указан огромный перечень возможных неисправностей автомобиля. При возникновении хотя бы одной из них Вам надлежит прекратить намеченную поездку и попробовать устранить неисправность на месте.
 Если устранить неисправность не удалось, то в соответствии с третьим абзацем пункта 2.3.1 движение Вам разрешается только к месту стоянки или ремонта, при этом необходимо предпринять все возможные меры по обеспечению безопасности движения.
 3. Неисправности, которые в незначительной степени влияют на безопасность движения
 Это все оставшиеся неисправности, которые не были упомянуты в пунктах 1 и 2.
 Во время эксплуатации машины могут появиться многочисленные мелкие неисправности и повреждения, которые с виду не влияют на безопасность дорожного движения. Однако это только «с виду».
 Возьмем, к примеру, неработающий стеклоподъемник, который не фигурирует в ПДД. В летнюю жару эта неисправность может привести к критическому повышению температуры в салоне автомобиля! Думаю, Вы согласитесь с тем, что «мокрый» водитель в душном автомобиле уже не будет столь внимательным и рассудительным, каким надо быть на дороге.
 Поэтому, и особенно для «новичка», крайне желательно, чтобы автомобиль, пусть и старенький, всегда был в хорошем техническом состоянии.

2.3.2. Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами;

 Алкоголь и вождение автомобиля — вещи несовместимые, и не советуем экспериментировать. Лучше направить жену (или мужа) на учебу в автошколу, и позже можно будет делить поездку в гости «на двоих».
 Пересдача экзаменов — это один из способов воздействия и одновременно мера наказания для злостных нарушителей ПДД (то применяется, то не применяется).
 А медицинская справка, которая необходима для допуска к экзаменам и для прохождения технического осмотра автомобиля, должна обновляться каждые три года

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

 сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

 медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

 Когда говорится о «предоставлении транспортного средства», понимать надо буквально.
 Вас останавливает сотрудник милиции, медицинский работник или другие вышеперечисленные лица и, независимо от Вашего желания и направления движения, Вы следуете в указанном ими направлении (для выполнения экстренных задач по службе или для перевозки граждан, жизнь которых находится в опасности).

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

 
Давайте вспомним термин «Регулировщик». К регулировщикам относятся все сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах, паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
 Чаще всего водителя приходится общаться инспекторами ДПС. По этому не мешает знать, что при исполнении си их служебных обязанностей каждый инспектор ДПС должен иметь нагрудный знак (рис. 19), указанным на нем идентификационным номером, по которому Вы всегда сможете разыскать «понравившегося» Вам инспектора.
 Окончательно убедиться в личности остановившего Вас человека можно, изучив его служебное удостоверение. По Вашему требованию инспектор ДПС обязан предъявить свое служебное удостоверение (не выпуская его из рук).

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

 немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

 принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

 освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

 сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

 
Ранее было сказано, что вероятность попасть в аварию в наше время очень велика, и к «новичкам» это относится в первую очередь. Поэтому настоятельно советую внимательно изучить данный пункт ПДД и, может быть, даже выписать для себя на отдельный листок последовательность своих действий в случае уже свершившегося факта аварии.
 К сожалению, иногда из-за неправильных действий участников дорожно-транспортного происшествия мелкая авария перерастает в крупные проблемы.
 Обращайте внимание на правильность составления протокола и схемы аварии, так как первичные документы имеют значительный «вес» при дальнейшем разборе происшествия в отделе ГИБДД. Конечно, можно будет дополнить написанное и подписанное ранее, но исправить первичные документы Вы уже не сможете.
 А вообще не стоит забывать о том, что автомобиль — это всего лишь «кусок железа». Человеческая жизнь и нервы стоят намного дороже.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.

 Абсолютно реальная возможность сэкономить время, так как ожидать прибытия сотрудника ДПС к месту аварии иногда приходится долго (особенно в условиях крупного города).
 Однако, прежде чем покидать место происшествия, следует грамотно его оформить. Надо составить схему аварии, указать свидетелей и виновника (если таковой имеется), текущее время и прочие обстоятельства, а также поставить подписи под этим всем участникам дорожно-транспортного происшествия.

2.7. Водителю запрещается:

 управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

 передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

 пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

 употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

 управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

 пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Не будем развивать тему «алкоголь — автомобиль». Уверен, каждый здравомыслящий человек понимает, что пьяный за рулем — потенциальный убийца!
 А насчет «слегка прохворавшего» водителя поговорить стоит. Вероятность попасть в аварию у заболевшего человека значительно больше, чем у здорового. Это связано и с лекарствами, которые он принял, и просто с «простудным состоянием».
 Посмотрите со стороны на чихающего человека. В момент «чиха» его голова наклоняется вниз, а глаза закрываются! А в это время автомобиль на скорости 60 км/ч за одну секунду «вслепую» проезжает около 17 метров! Делайте выводы!
 Если во время поездки Вы начинаете ощущать сонливость, вялость, притупление внимания, потерю остроты зрения, замедленность действий, то у Вас налицо признаки наступившего утомления. Учтите, всевозможные способы «взбадривания» (громкая музыка, жевание морковки и т.п.) чаще всего не дают ожидаемого результата. Надо просто остановиться и отдохнуть.
 Относительно колонны все очень просто. Колонна она на то и есть «колонна», чтобы не нарушать ее целостность.
 Если кто из вас не пробовал, разговаривая по телефону, уследить за развертыванием сюжета в очередной «мыльной опере», то попробуйте. И Вы убедитесь в том, что одновременно контролировать линию разговора с собеседником и события в фильме - не получается! А ведь дорога — это не телевизор! Поэтому, особое обращение к «новичкам» — управляя автомобилем, не стоит пользоваться телефоном и тем более без устройства «Hands free» (громкоговорящей связи).
 
 

Hosted by uCoz